АЛХИМИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА
Алхимия ни в коем случае не является только "обманным искусством
изготовления золота", а скорее - внецерковным учением облагораживания
души, которое из-за своих неортодоксальных доктрин пользовалось образным
миром из фонда лабораторий (хотя существовали и выразители определенных
взглядов, надеявшиеся синтезировать благородные металлы). Так как до Карла
Густава Юнга (1875-1961) повсеместным уважением пользовались только
научно-исторические аспекты этого учения, а алхимия рассматривалась как
"ошибочная предхимия", то идеология алхимиков едва ли могла найти
когда-либо должное понимание. В первую очередь речь идет о стремлении к
распространению духовного света через различные секты с помощью
систематического отталкивания мира материи, воспринимаемого как земной,
тяжелый и темный, примерно в духе позднего античного гносиса в его
разнообразном выражении. Символико-аллегорические образы, с поразительным
разнообразием появляющиеся в средневековых рукописях и печатных книгах с
гравюрами на меди периода Ренессанса и барокко, ставили своей целью не
просветить постороннего человека, а помочь посвященному знатоку учения при
медитации. Из первичной материи путем нескольких ступеней очищений должен
был образоваться настоящий философский камень, обладание которым дало бы
возможность получить из неблагородных металлов золото и серебро - металлы
Солнца и Луны - и изготовить универсальное лечебное средство. Многие
символы связывают эту идеологию с образами масонства и Союза Креста и Розы
(розенкрейцеров). Среди самых важных алхимических образных объектов
следует назвать андрогина, гексаграмму, голубя, дракона, единорога, жабу,
золото, кадуцей (жезл Меркурия), квинтэссенцию, кораллы. Луну, льва, орла,
павлина, пеликана, пентаграмму, серу и ртуть, Сатурна, свинец, серебро,
Солнце, феникса и др. Подлинное начало алхимии датируется первыми веками
н.э., когда она широко практиковалась греками и арабами. Позже в нее были
привнесены элементы разных традиций, в том числе и элементы христианского
мистицизма. По сути, это был символический процесс, включающий в себя
попытки добыть золото, которое считалось символом просветления и спасения.
Четыре этапа процедуры обозначались различными цветами: черный
(греховность, начало, низшие силы) - для "первичной материи" (символ души
в ее начальном состоянии); белый (простейшая работа, первое превращение,
ртуть); красный (сера, страсть) и, наконец, золото. Пиобб анализирует
символический смысл основных алхимических операций. Первая, называемая
calcinatio, заключается в "смерти мирского", т.е. в отрешении от всех
жизненных интересов и внешнего мира; вторая, putrefactio, является
следствием первой и заключается в отделении бренного праха; третья,
solutio, обозначает очищение материи; четвертая, distillatio, - это
"дождь" очищенной материи, т. е. элементов спасения, разделенных в
предыдущих действиях; в-пятых, соединение символизировало объединение
противоположностей (coincidentia oppositorum), отождествляемое Юнгом с
тесным союзом в человеке мужского принципа сознания с женским принципом
бессознательного; сублимация, шестая стадия, символизировала страдание,
являющееся результатом мифического отъединения от мира и посвящения
духовным устремлениям. В геральдике эта стадия изображается в виде
бескрылого существа, схваченного крылатым существом, а иногда эта стадия
представлена мифом о Прометее. Последней стадией является философское
затвердение, то есть неразрывное соединение принципов сгущенности и
летучести: мужское начало (в отличие от женского) "сохраняет" принцип
изменяемости. Алхимическую эволюцию можно выразить кратко формулой Solve
el Coagula, что означает: анализируй все элементы в самом себе, раствори
все низменное в тебе, даже если при этом ты можешь погибнуть, а затем
концентрируйся с помощью анергии, полученной от предыдущей процедуры(48).
В дополнение к этой своеобразной символике алхимию можно рассматривать как
образец всех других дел. Она показывает, что добродетели можно
культивировать при любых, даже простейших видах деятельности и что душа
укрепляется, а индивид развивается. Эвола отмечал: "Наша работа
представляет собой трансформацию и превращение одного существа в другое,
одной вещи в другую, слабости в силу, телесной природы в духовную..."
Относительно гермафродита (один из важнейших алхимических символов)
Юджинио д'0рс пишет: "Тот, кому не удастся "стать двумя в одном теле"
(любовь), станет двумя в одном духе (индивидуация)". [КЕРЛОТ] . —
Скачать книгу АЛХИМИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА, а также читать онлайн вы можете по ссылке
Скрытый текст
Для просмотра скрытого текста необходимо быть авторизованным пользователем.